Мастер и Маргарита — анализ произведения и углубленное рассмотрение темы смерти

Роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова – одно из самых загадочных и многозначительных произведений отечественной литературы. Он является одним из самых глубоких литературных анализов жизни и смерти. Булгаков в своем произведении задает читателям вопросы, касающиеся смысла бытия, вечного противоборства добра и зла, и роли смерти в жизни человека.

В центре романа "Мастер и Маргарита" находится тайный мир сатаны и его прислужников. Сатана отправляется на землю, чтобы испытать современников судьбы Христа, причем более суровыми методами. Сатана разделяет жизнь на две части: смерть и послесмертие. Он требует от человека не только доверия к беспредельной силе, посредством которой можно совершить свою позицию, но и требует верить в вечную жизнь, доверять собственной преодолимости. Мастер и Маргарита, воплощение понимания Бродского Млохинского, Елены, всех светлых и бескорыстных личностей научают не меньше таких "живых навыков" как суметь любить, прощать и рисовать красивые картины

Тема смерти также сыграла важную роль в романе "Мастер и Маргарита". Смерть является неотъемлемой частью человеческой жизни и это образуется в произведении. Булгаков показывает смерть как момент решения, постепенного осознания того, что человек может быть непобедимым, страдать, даже погибать, но не побеждимым. Смерть в произведении отбирает всю веру человека – все, что Злыдень в Смертном и его нереальность. Завершает роман тайное начало смерти. Достоевский так часто называет этот мир "иной мир", из книги "Из заметок А.В. Никитина" "Этот мир – что блаженство!" или "тайный мир". Смерть надевает униженного и поносится над ним, отпуская его вульгарными ругательствами и пристижеми своей святости.

История создания произведения

История создания произведения

Булгаков начал писать "Мастера и Маргариту" в 1928 году, однако многие его работы были запрещены советской цензурой. Процесс написания романа растянулся на несколько десятилетий и, к сожалению, Булгаков не успел завершить произведение перед своей смертью в 1940 году.

Рукопись романа была найдена после смерти Булгакова его женой Еленой Сергеевной. Она продолжила работу над произведением, систематизировав и восстанавливая текст. В 1966 году "Мастер и Маргарита" был впервые опубликован в журнале, а затем вышел в книжном варианте.

С тех пор "Мастер и Маргарита" стал одной из самых популярных книг в мире, переведённой на множество языков. Роман знаменит своей оригинальностью, уникальным стилем и глубоким философским смыслом. Он стал полноправным членом мировой литературной классики и продолжает привлекать внимание читателей всех поколений.

Описание сюжета

Описание сюжета

Роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова представляет собой сложное переплетение двух сюжетных линий: современной истории производителя Маргариты Николаевны и группы бесов, а также истории о Христе, Понтии Пилате и мастере-писателе.

Современный сюжет начинается с того, что в Москве появляется странный незнакомец по имени Профессор Воланд. Он вместе со своей бандой бесов проводит ночь в театре, устраивая хаос и стандартные игры с советскими гражданами. В ходе этого события Маргарита знакомится с Мастером, который имеет трагичную историю связанную с написанием романа о Христе. Она пытается помочь писателю и выступает на его стороне перед группой влиятельных людей.

Параллельно с этим сюжет развивается в одной из глав странной истории, происходящей в Иерусалиме довольно давно. Здесь мастер-писатель рассказывает о событиях из жизни Христа и Понтия Пилата, о том, как Христос был приговорен к смерти. Здесь Мастер показывает свою версию событий и пытается понять смысл истории.

Постепенно эти две сюжетные линии переплетаются, и читатель узнает, что Мастер написал роман о Христе, который был запрещен и уничтожен. Прослеживается параллель между жизнью Христа и современным обществом, а также между Пилатом и Мастером. Именно на фоне этой параллели происходит разгадка загадочных событий, происходящих в Москве. Роман заканчивается смертью Маргариты, которая становится жертвой своей собственной любви.

Таким образом, сюжет "Мастера и Маргариты" представляет собой сложное взаимодействие современной повседневной истории и истории об Христе. Он затрагивает тему веры, творчества, греха и смерти, и предлагает читателю размышления о смысле жизни и бессмертии души.

Главные персонажи

Главные персонажи

Роман "Мастер и Маргарита" имеет множество интересных и запоминающихся персонажей. Некоторые из них можно назвать главными, так как они играют ключевые роли в сюжете произведения. Вот некоторые из них:

ПерсонажРоль
МастерПисатель, чья рукопись о Христе и Понтии Пилате является одним из центральных мотивов романа. Он представляет собой страдающего и вечно ищущего идеального человека.
МаргаритаГлавная женская героиня, которая становится возлюбленной Мастера и вступает в пакт с дьяволом. Ее персонаж символизирует любовь, верность и жертвенность.
ВоландЗагадочный и могущественный иностранец, который представляет собой дьявола. Он является катализатором множества событий в романе и проявляет свою силу и жестокость.
БерлиозРуководитель литературного общества, который становится жертвой Воланда. Его смерть в начале романа служит катализатором для дальнейших событий.
Иешуа Ха-НоцриПерсонаж рукописи Мастера, являющийся рассказчиком истории Христа и Понтия Пилата. Его судьба связана с судьбой Мастера и символизирует идею страдания и жертвы.

Это лишь небольшая часть главных персонажей романа "Мастер и Маргарита". Каждый из них имеет свои уникальные черты и вносит свой вклад в развитие сюжета и тему смерти, которая пронизывает всю книгу.

Концепция и критика произведения

Концепция и критика произведения

Булгаков изображает смерть как неотъемлемую часть жизни и непреодолимое препятствие на пути к осознанию истины. Он исследует разные аспекты смерти, начиная от физической смерти героев до фигуры Сатаны, являющегося противоположностью Бога и олицетворяющего зло. Смерть в произведении предстает как нечто универсальное и бесконечное, сталкивающееся с различными формами существования.

Однако, несмотря на такое изображение смерти, автор не останавливается на одной теме и многогранно подходит к анализу жизни и судьбы. Булгаков изображает их как неопределенные и многозначные понятия, которые трудно описать словами. В произведении герои идут по дороге познания истины и самопознания, открывая для себя новые грани бытия.

Критики отмечают, что Булгаков смело и остро соцтавляет современное общество, его нравы и ценности с антиутопической картиной Советского Союза. Произведение является смелым и вызывающим вызов господствующей идеологической системе времени его написания. Оно поднимает вопросы свободы, морали, веры, манипуляции сознанием и ценностью искусства в обществе.

Критика "Мастера и Маргариты" разнообразна и включает в себя различные точки зрения. Некоторые критики высоко оценивают произведение за его многоплановость, глубину и актуальность проблематики. Другие высказывают опасения относительно богохульства и антикоммунистических взглядов, которые они видят в произведении.

Тема смерти в романе

Тема смерти в романе

В произведении присутствуют различные аспекты темы смерти. Начиная с главы "Одноклассники", где происходит гибель Берлиоза, и заканчивая главой "В огне", где Воланд выполняет свои обещания и Мастер и Маргарита покидают Москву, смерть является постоянным спутником героев.

Несмотря на то что смерть присутствует в романе постоянно, она не всегда имеет печальный оттенок. Например, когда Хлестакова и его труппа устраивают свои выступления в Москве, это сопровождается смертью и далеко не всеми зрителями это воспринимается негативно. В этом контексте Булгаков осмеивает обожествление и отношение к смерти в обществе.

Также тема смерти связана с нелегальной практикой ее отрицания и подчинения государственной цензуре. Это хорошо видно в главе "Мастер и Маргарита", где Мастер исчезает в психиатрической клинике, и его смерть официально не признана. Весь роман можно рассматривать как одно выступление против государственного контроля над жизнью и смертью.

Таким образом, тема смерти в романе "Мастер и Маргарита" является сложной, многогранной и глубокой. Она связана с различными аспектами человеческой жизни и позволяет читателю задуматься о вечных вопросах смерти и сопротивления ей.

Влияние произведения на мировую литературу

Влияние произведения на мировую литературу

Мастер и Маргарита имеет огромное влияние на мировую литературу с момента своего первого издания в 1967 году. Это произведение Михаила Булгакова стало одним из самых известных и влиятельных романов XX века.

Одной из основных тем произведения является смерть. Смерть персонажей, смерть истории, смерть эпохи. Булгаков воплотил концепцию смерти в различных формах, отображая ее как неотъемлемую часть жизни и искусства.

Влияние Мастера и Маргариты на мировую литературу проявляется во множестве аспектов. Во-первых, роман является примером метафикции, когда литературное произведение обращается к самому себе. Эта техника была позднее использована такими писателями, как Хорхе Луис Борхес, Салман Рушди и Умберто Эко.

Во-вторых, Мастер и Маргарита оказал значительное влияние на развитие художественного метода магического реализма, когда реальность переплетается с фантастическими и мифологическими элементами. Этот подход к созданию литературных произведений нашел свое отражение в работах таких писателей, как Габриэль Гарсиа Маркес и Исабель Альленде.

Наконец, Мастер и Маргарита вдохновила многих авторов на создание своих собственных творений, которые отражают смерть и ее роль в человеческой жизни. Это касается не только русской литературы, но и мировой, где смерть стала одной из ключевых тем.

Таким образом, Мастер и Маргарита занимает почетное место в истории мировой литературы, оказывая значительное влияние на развитие не только русской, но и мировой литературы в целом. Вплоть до наших дней, это произведение продолжает вдохновлять и захватывать воображение читателей и писателей.

Оцените статью